Меню

«Моя продлёнка-21»…

Проект «Апельсина» в своём развитии
Деятельность многих некоммерческих организаций у нас в Пермском крае представляет собой большое благо для общества. Реализуемые ими проекты помогают решать важные социальные задачи, способствуют повышению качества жизни людей.

К ТАКИМ ПОЛЕЗНЫМ ПРОЕКТАМ следует отнести проект АНО «Семейный клуб «Апельсин», который на протяжении пяти месяцев реализовывался при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края и был завершён в этом январе.
Директор «Апельсина» Надежда Викторовна Балуева рассказывает:
- Название проекта «Моя продлёнка-21» говорит само за себя. Это группа продлённого дня. Целевой аудиторией были первоклассники нашего города. Проектом предусматривалась встреча детей из школы, прогулки, обед, программа психофизического развития, сопровождение ребят на кружки по рисованию и творчеству, выполнение домашних заданий. Проект являлся продолжением предыдущего нашего проекта, который годом раньше был успешно реализован при поддержке Фонда президентских грантов, зарекомендовав себя как актуальный, востребованный. Мы получили очень хорошие отзывы и, преобразовав саму программу, подали заявку в Фонд грантов губернатора, как только был объявлен конкурс. Предварительно нами было проведено анкетирование среди родителей будущих первоклассников, результаты которого подтвердили, что тема продлёнки остаётся очень актуальной.
Лейтмотивом проекта в этом году стал нейроподход. Обусловлен он индивидуальными особенностями современных детей, которые переживают переход между дошкольным детством и школьным периодом жизни.
Как выясняется, дети имеют очень неравномерное развитие. Например, при высоком уровне интеллектуального развития ребёнок может быть абсолютно не готов к школе эмоционально. Или наоборот: он эмоционально устойчив, но интеллектуальная или физическая готовность недостаточно сформированы. По этой причине и тем и другим ребятам сложно успешно стартовать в школьной жизни. Среди причин проблемы (дисбаланса развития у детей) – как особенности протекания беременности и родов, развития ребёнка в возрасте 0-3 лет, так и те ограничения, которые были на протяжении двух лет, вследствие которых мы все были физически ограничены. Ещё один момент – недостаточное количество сенсорного опыта, который получает ребёнок, это гиподинамия и пресловутая зависимость от гаджетов, при использовании которых нужен только один палец… В совокупности все эти факторы, собственно, и притормозили развитие наших детей. Между ребятами, которые сейчас идут в школу, и теми, кто собирался в первый класс лет пять назад – разница ощутима.
Нейроподход как раз позволяет уравновешивать и стимулировать развитие тех зон мозга, которые недоразвиты к началу школьного обучения.
Каким способом? Через большое количество прогулок, подвижных игр, различной активной деятельности (когда ребятишки двигаются, взаимодействуют друг с другом, учатся управлять своим телом посредством специально организованной деятельности) мы стимулируем создание и укрепление нервных связей. В «Продлёнке» был такой «сквозной» процесс, помимо организации их послешкольного досуга. Важная составляющая – нейрогимнастика – специально организованная программа по стимуляции деятельности мозга.
Как всё проходило? В «Продлёнке» было две подгруппы, по пятнадцать человек, с названиями «Летнее мороженое» и «Поп-ит». Каждая группа жила по своему расписанию. Во-первых, мы согласовывали время окончания уроков. Дети у нас были из восьми разных классов трёх школ города. У одних уроки заканчиваются в одно время, у других – в другое. А ещё расписание звонков у всех разное. Для многих это крайне важный момент – встреча ребёнка на крыльце школы, чтобы он не потерялся и чувствовал себя в безопасности.
После этого мы приветствовали друг друга, узнавали, как у кого прошёл день, делились своими эмоциями. А дальше – по расписанию. Мы отправлялись на прогулку, после чего нас ждали обед, затем – занятия нейрогимнастикой или выполнение домашнего задания в «Апельсине», творчество на Станции юных техников (по расписанию было четыре посещения в неделю) и, конечно, посещение «Дольки» – так ласково мы называем сенсорно-динамическую комнату «Долька счастья». После был обязательный полдник, за которым обсуждали то, как прошёл день, и совершали определённый ритуал – дарили друг другу благодарности. Каждый день ребёнок получал лайк (сердечко или другой символ) со своим именем, и за чаем мог подарить его любому из ребят или взрослых. Например, Илья вручал Веронике и говорил: «Вероника, мне понравилось, как мы с тобой сегодня бродили по скверу». Таким образом, развивался важный коммуникативный навык и рефлексия.
Ещё ходили с ребятами в кино, в поход, на экскурсии. То есть попутно вносили разнообразие в их досуг.
Немного о том, как мы оценивали эффективность своей работы. С самого начала любого проекта мы всегда собираем обратную связь от родителей по поводу их ожиданий. Сами педагоги заполняют бланки экспертной оценки детей по определённым параметрам. Если нас интересует в данном случае нервно-психическое развитие ребёнка, то мы анализируем: насколько он идёт на контакт, умеет управлять своим телом, насколько он умеет, например, ориентироваться в пространстве. И потом, по итогам работы смотрим снова (причём, это делает не один человек), и по динамике этих же показателей делаем выводы. Ещё мы традиционно проводим диагностику психического развития, которая используется при анализе готовности детей к школе. И с этими показателями знакомим родителей, чтобы они были в курсе того, каковы стартовые возможности ребёнка и какова динамика его развития. Важно активизировать всех тех людей, которые имеют отношение к первокласснику, и в первую очередь – родителей. Ведь семья – это те, кто больше всего заинтересован в полноценном развитии маленького человечка.
Проект длился пять месяцев. По его итогам мы поняли, что важно продолжать начатое, и мы продолжили реализовывать программу «Нейрогимнастика для первоклассников», в том числе дважды в неделю ребята посещают сенсорно-динамическую комнату. Работой в том же направлении будут и программы детского досуга, запланированные нами на лето. «Путешествие первоклассника» (нацелена на знакомство с нашим городом) и «Агентство хорошего настроения» (организация детской самодеятельности).
Мы благодарим всех партнёров Апельсина, принимавших участие в воплощении в жизнь наших идей. Это коллективы кафе «Звёздное», Станции юных техников, библиотек, учителей начальных классов и, конечно, районных газет.
Хотелось бы отметить ту помощь, которую оказал нам в реализации проекта «Моя Продлёнка-21» Фонд грантов губернатора. Выделенные средства мы использовали на оплату труда команды проекта, на приобретение расходных материалов и пособий. Другая большая группа расходов – это питание. Дети ежедневно получали полноценный обед и полдник. Очень хорошо, что есть такой ресурс, который можно направить для решения актуальных проблем в ходе воплощения в жизнь социально ориентированных проектов.
26.05.2022
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ