Меню

Есть контакт!..

…Научный: школьникам интересно наблюдать, сопоставлять, анализировать… И всё это на практике и опытным путём
Совсем недавно завершилась реализация во многом уникального проекта «БиоАгроЛаб. Школьная лаборатория будущего». Проследим весь этот увлекательный путь – от «А» до «Я» – с куратором проекта, начальником СП «Гимназия» МБОУ «ВОК» Еленой Андреевной Пермяковой.

- Елена Андреевна, давайте начнём с истоков: откуда вообще возникла эта идея – организовать «Школьную лабораторию будущего»? Кому в голову пришла эта светлая научно-познавательная мысль?
- Идея организовать «Школьную лабораторию будущего» – именно естественно-научную – возникла совместно с нашим учителем истории и обществознания Андреем Михайловичем Сальниковым. Появилась она, конечно, не на пустом месте: мы вполне обоснованно предположили, что детям не совсем интересно просто сидеть и изучать какие-либо научные факты, а гораздо увлекательнее познавать их на практике. Это во-первых.
Во-вторых, поясню, почему наша гимназия решила развивать именно естественно-научную лабораторию, хотя является учебным заведением гуманитарного профиля. Как показали последние всероссийские проверочные работы, дети не всегда успешно справляются с практическими заданиями. Этот пробел – в том числе и с помощью создания естественно-научной лаборатории – мы и хотели восполнить.

- Ваш проект реализовывался при поддержке «Фонда грантов губернатора Пермского края». Наверняка благодаря этому удалось приобрести какое-то необходимое оборудование для «Школьной лаборатории будущего»?
- Да, действительно, наш проект реализовывался при поддержке «Фонда грантов губернатора Пермского края». В рамках сотрудничества с этим Фондом и финансирования, которое нам удалось получить, мы приобрели гидропонное оборудование – 20 специальных ящичков с кислородной подушкой, необходимой для того, чтобы растения быстро росли. По-другому их ещё называют «универсальными проращивателями».
Также нашу лабораторию пополнили 18 многофункциональных «зелёных чемоданчиков». В каждом из этих «Экологических практикумов» есть всё необходимое для исследования воздуха, воды, снега. Вообще, с помощью такого интересного оборудования можно в целом отслеживать экологическую ситуацию на отдельно взятой территории.
Но на одних только растениях мы останавливаться не стали, и в течение года обогатили «Школьную лабораторию будущего» тремя муравьиными фермами, или, если пользоваться научной терминологией, формикариями.
Всё это уникальное высокотехнологичное оборудование мы разместили в бывшем кабинете английского языка.
Кстати, одним из условий на получение поддержки «Фонда грантов губернатора Пермского края» было софинансирование. В этом вопросе нам неоценимую помощь оказало ООО АП «Заря Путино». Более того, на первом этапе реализации проекта агропредприятие организовало для участников «Школьной лаборатории будущего» познавательные экскурсии.

- Сколько всего человек – педагогов, обучающихся – было задействовано в проекте? И будет ли ваш положительный опыт транслироваться на другие учебные заведения Верещагинского городского округа?
- Команда педагогов состояла из пяти человек, а обучающихся – дети нашей гимназии с пятого по седьмой классы – было 70. Мы не случайно задействовали в реализации проекта ребят такого возраста. Как раз на этом этапе для них всё интересно, поэтому очень важно, чтобы они апробировали свои знания на практике в самых разных областях науки. Хотя, по большому счёту, в качестве волонтёров в процессе реализации проекта была задействована практически вся гимназия.
Да, наш опыт уже транслировался на другие учебные заведения Верещагинского городского округа. Мы выезжали и выходили с мастер-классами в Вознесенскую школу, в 121-ю школу. Причём проводили их наши ученики самостоятельно, без помощи взрослых.
Многие учащиеся со своими учителями из других школ сами приходили и приезжали в гимназию на экскурсию. А показать к этому времени нам действительно было что: весь накопленный опыт мы обобщили в методическом электронном сборнике. Всего же через «Школьную лабораторию будущего» прошло более 500 учеников Верещагинского городского округа.
При этом до всего нашего педагогического сообщества мы стремились донести ещё одну немаловажную мысль: участие в конкурсах на получение поддержки из «Фонда Президентских грантов» или «Фонда грантов губернатора Пермского края» позволяет значительно улучшить и пополнить материально-техническую базу учебных заведений.

- Назовите основные направления, по которым велась работа в «БиоАгроЛабе»…
- Это секция «Ферма насекомых», где дети наблюдали за муравьями, кормили их, переселяли и так далее. В секции «АгроБио» ребята отслеживали рост растений, высаживали их в грунт, в «универсальные проращиватели», сопоставляя, что, где и насколько быстрее растёт. В отдельной секции – «Исследовательской» – учились, как правильно писать исследовательскую работу, ставить цель, выдвигать гипотезы, искать их доказательства или опровержения.

- Что нового удалось узнать в «Школьной лаборатории будущего»? Доходило ли дело до каких-то необычных открытий?
- Отмечу, что в рамках деятельности «Школьной лаборатории будущего» у нас получилось написать семь серьёзных исследовательских работ. К примеру, в одной из них изучался состав снега, а уже через него – экологическая ситуация в разных территориях Верещагинского городского округа. В ходе второй работы брались и анализировались пробы воды в нескольких точках города. С третьим, не менее важным исследованием, – «Особенности выращивания растений в гидропонном оборудовании» – мы вышли на всероссийский уровень. Уже в ноябре 2022 года наши ребята отправятся в Сочи на конкурс Российской академии естествознания: защищать две исследовательские работы – по снегу и гидропонике – в очном формате.
Что касается необычных открытий… Если говорить о муравьиных фермах, то каждый класс – 5-й, 6-й и 7-й – работал со своим формикарием. У семиклассников изначально дела на ферме пошли как надо, а вот у шестиклассников события стали развиваться «не по сценарию»: примерно через неделю после заселения муравьёв погибла матка. В той фирме, которая поставила нам опытный материал, пояснили, что, скорее всего, причиной её гибели послужила какая-то инфекция. А без матки колония муравьёв существовать не может. И соединять их с чужаками, как оказалось, нельзя, иначе произойдёт «конфликт интересов», и муравьи попросту пойдут друг на друга «войной». Постепенно колония, которая осталась без матки, стала сокращаться. Тех немногих выживших муравьёв, вопреки запрету – деваться-то всё равно уже было некуда! – мы переселили в благополучную ферму. И… случилось, казалось бы, невозможное: чужаков приняли за своих!
Другое необычное открытие сделали при помощи гидропонного оборудования: опытным путём нами было доказано, что в нём можно превосходно выращивать такие овощные культуры, как огурцы и перцы, причём получать урожай в два раза быстрее.
Исследуя пробы воды, каких-то вредных примесей мы в них не обнаружили, но Ph-фактор (кислотно-щелочной баланс) и жёсткость везде оказались разными. Особый интерес – особенно для учеников начального звена – вызвало изучение талой, «снеговой» воды. После этого эксперимента желания попробовать снег на «зубок» у малышей явно поубавилось.
Избытка нитратов в овощах и фруктах, реализуемых в супермаркетах города, тоже не обнаружено – здесь всё в норме. Но раз плоды хранятся так долго, значит, их чем-то обрабатывают. И тогда ребята решили выяснить: как, скажем, минимизировать вред для организма, если фрукты обработали, к примеру, тем же воском… Результатом всех этих исследований стала брошюра «Нитраты: найти и обезвредить!».

- Привлекались ли представители научных сообществ Прикамья, специалисты в определённых областях в процессе реализации проекта?
- Да, привлекались. Так, мы с ребятами на целый день выезжали в Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Прянишникова, где в рамках мастер-класса преподаватель вуза Михаил Васильевич Серёгин раскрыл нам секреты выращивания растений не только в грунте и гидропонном оборудовании, но и в джуте. Побывали наши школьники и в производственных лабораториях бывшей сельскохозяйственной академии и в режиме реального времени смогли понаблюдать за передовыми технологиями возделывания самых разных культур. Такой полученный опыт, безусловно, дорогого стоит. В дальнейшем сотрудничество с ПГАТУ будет обязательно продолжено.

- Можно ли говорить о том, что кто-то из учеников, участвовавших в реализации проекта, уже сейчас всерьёз и надолго решил связать своё будущее с наукой? Стал ли проект своего рода стартовой площадкой для профессионального самоопределения школьников?
- Говорить о проекте как о своего рода стартовой площадке для профессионального самоопределения школьников, мне кажется, несколько рановато. Поскольку происходит оно немного позже, классу к 9-10. Но вот как о своеобразной «лакмусовой бумаге», определяющей степень интереса к науке как таковой, – вполне.
А он определённо у наших учеников есть. Судить об этом можно даже по тому факту, что когда дети приходят утром в гимназию, то первым делом бегут в учительскую с одной-единственной просьбой: «Дайте нам, пожалуйста, ключи от лаборатории». Нужно и кислород подключить, и муравьёв с рыбками покормить… Кстати, добровольцы ухаживать за аквариумом определились сами: ими стали двое учеников из четвёртого и пятого классов. Между прочим, в течение года они накопили собственные средства, чтобы заменить фильтр. А это, согласитесь, говорит о многом, когда ради науки человек готов жертвовать чем-то личным.
С огромным желанием принимали участие наши гимназисты в научно-проектной конференции «Я открываю мир науки», где выступили с исследовательскими работами. Единственный минус – в силу объективных причин мы не смогли съездить на итоговое награждение в Нердву.
Ещё учащиеся гимназии участвовали в рейтинговом конкурсе «Время, вперёд!», организованном Пермским государственным аграрно-технологическим университетом имени академика Прянишникова: там ребята защищали четыре исследовательские работы. Ставили оценки и давали рекомендации научные сотрудники вуза. Кстати, участие в рейтинговых конкурсах обладает ещё одним существенным и важным плюсом: оно даёт дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения.
Если же конкретно называть кого-то из учеников, заинтересованных наукой, то это, например, Данил Лопатин, который взял на себя ответственность в течение летних каникул курировать муравьиные фермы. У нас есть Дария Дребезгина, Мария Вшивкова, Артём Дудин – все они всерьёз занялись изучением возможностей и условий для роста растений.

- Проект благополучно реализован. Значит ли это, что с его завершением всё закончится или же исследования в «БиоАгроЛабе» будут продолжены и дальше? Каковы планы на будущее в школьной лаборатории?
- Да, уже сейчас можно с полным на то основанием сказать, что наш проект благополучно реализован: буквально на днях мы сдали последние отчётные документы. Но исследования в «БиоАгроЛабе», конечно же, будут продолжены и дальше: в «Школьной лаборатории будущего» своими научными изысканиями займутся как старые участники, так и новые.
А уже этой осенью – опять же в рамках поддержки «Фонда грантов губернатора Пермского края» – попытаемся реализовать ещё один проект, состоящий из двух направлений: «Квадрокоптеры» и «Метеостанция». Если всё сложится удачно, и мы снова выиграем в конкурсе грантов, то у нас появится своя небольшая и мобильная метеорологическая станция для изучения погодных явлений на территории Верещагинского городского округа. Ну а с помощью квадрокоптера сможем наблюдать за современными реалиями с высоты птичьего полёта.

- Что ж, Елена Андреевна, всем вашим будущим проектам – такого же высокого и безоблачного полёта!
14.07.2022
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ